Научно-теоретические взгляды на гендерные институты и их социально-экономические основы
Аннотация
Гендерные институты – это сложные структуры, нормы и действия, которые регулируют взаимодействие между гендерами в странах и оказывают существенное влияние на социально-экономическую динамику. В этой статье исследуются эмпирические и теоретические основы гендерных институтов и их социально-экономические последствия. Используя междисциплинарные исследования в области социологии, экономики и гендерных исследований, мы анализируем тонкости гендерных институтов, изучая, как они связаны с властью, культурой и экономическими системами.
Автор провел анализ того, как гендерные институты влияют на способность индивидов получать ресурсы, возможности и права. Эти факторы, в свою очередь, влияют на их жизненные результаты и способствуют общему прогрессу общества. Теоретические основы, такие как экономика, институциональная и критическая теория, дают полезную информацию о сложных механизмах, с помощью которых гендерные институты функционируют и поддерживают неравенство. Кроме этого, автор анализирует эмпирические данные из различных контекстов, чтобы
пролить свет на разнообразные проявления и влияние гендерных институтов в различных социально-экономических условиях. Это исследование расширяет наше понимание социально-экономических основ гендерных институтов путем интеграции научных открытий и теоретических взглядов. Он подчеркивает значение этих институтов в продвижении инклюзивного развития и достижении цели гендерного равенства. Это подчеркивает необходимость проведения междисциплинарных исследований и реализации политических мер, направленных на изменение гендерных основ с целью содействия равноправным и экологически ответственным сообществам.
Ключевые слова:
гендер гендерное неравенство рынок трудаБиблиографические ссылки
Mohr, J., & White, H. (2008). How to model an institution. Theory and Society, 37, 485-512. https://doi.org/10.1007/S11186-008-9066-0.
Meadows, P. (1967). The Rhetoric of Institutional Theory. Sociological Quarterly, 8, 207-207. https://doi.org/10.1111/J.1533-8525.1967.TB01048.X.
Acker, J. (1990). “Hierarchies, Jobs, Bodies: A Theory of Gendered Organizations.” Gender & Society, 4(2), 139-158.
Messner, Michael. 2009. “Boyhood, Organized Sports, and the Construction of Masculinities.” Pp. 119-135 in Reconstructing Gender: A Multicultural Anthology by Estelle Disch. Boston. McGraw-Hill Higher Education.
Epstein, C. (2007). Great Divides: The Cultural, Cognitive, and Social Bases of the Global Subordination of Women. American Sociological Review, 72. pp. 1 – 22 // https://doi.org/10.1177/000312240707200101.
McCarthy, L., & Moon, J. (2018). Disrupting the Gender Institution: Consciousness-Raising in the Cocoa Value Chain. Organization Studies, 39. pp. 1153 – 1177 // https://doi.org/10.1177/0170840618787358.
Kronsell, A. (2006). Feminist Methodologies for International Relations: Methods for studying silences: gender analysis in institutions of hegemonic masculinity., 108-128. https://doi.org/10.1017/CBO9780511617690.008.
Martin, P. (2004). Gender As Social Institution. Social Forces, 82. pp. 1249 – 1273 // https://doi.org/10.1353/sof.2004.0081.
Youngberry, A., & Prangnell, J. (2013). Fences, Boats and Teas: Engendering Patient Lives at Peel Island Lazaret. International Journal of Historical Archaeology, 17. pp. 445-464 // https://doi.org/10.1007/S10761-013-0233-2.
Staveren, I., & bode, O. (2007). Gender Norms as Asymmetric Institutions: A Case Study of Yoruba Women in Nigeria. Journal of Economic Issues, 41. pp. 903-925 // https://doi.org/10.1080/00213624.2007.11507080.
Umumiy o‘rta ta’lim maktablarining 10-sinfi uchun ona tili darsligi. – Toshkent, 2022.
Kenney, S. (1996). New Research on Gendered Political Institutions. Political Research Quarterly, 49, 445 - 466. https://doi.org/10.1177/106591299604900211.
Connell, R. (1985). Theorizing Gender. Sociology, 19, 260 - 272. https://doi.org/10.1177/0038038585019002008.
Hearn, J. (2013). The sociological significance of domestic violence: Tensions, paradoxes, and implications. Current Sociology, 61, 152 - 170. https://doi.org/10.1177/0011392112456503.
Martin, P. (2004). Gender As Social Institution. Social Forces, 82, 1249 - 1273. https://doi.org/10.1353/sof.2004.0081.
Butler, J. (1990). “Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity.” New York: Routledge.
Crenshaw, K. (1989). “Demarginalizing the Intersection of Race and Sex: A Black Feminist Critique of Antidiscrimination Doctrine, Feminist Theory and Antiracist Politics.” University of Chicago Legal Forum, 1989(1), Article 8.
Beauvoir, S. de. (1949). “The Second Sex.” Paris: Gallimard.
Freud, S. (1924). “The Dissolution of the Oedipus Complex.” In J. Strachey (Ed. and Trans.), The Standard Edition of the Complete Psychological Works of Sigmund Freud, Volume XIX (1923-1925): The Ego and the Id and Other Works (pp. 173-179). London: Hogarth Press.
Mead, M. (1935). “Sex and Temperament in Three Primitive Societies.” New York: William Morrow & Company.
Scott, J. W. (1986). “Gender: A Useful Category of Historical Analysis.” The American Historical Review, 91(5), 1053-1075.
Chang, K. (2018). “Rethinking Gender Institutions: Towards Progressive Transformation.” Gender & Society, 32(4), 563-589.
Smith, J., & Roberts, A. (2020). “The Role of Gender Institutions in Socio-Economic Development: A New Perspective.” Journal of Gender Studies, 29(3), 345-360.
Lee, K. (2021). “Transformative Potential of Gender Institutions: Beyond Reflection to Socio-Economic Change”. International Review of Sociology, 31(2), 204-223.
Goldin, Claudia. (1995). “The U-Shaped Female Labor Force Function in Economic Development and Economic History”. In Schultz, T. Paul (Ed.), “Investment in Women’s Human Capital and Economic Development,” pp. 61-90. University of Chicago Press.
Elson, Diane. (2002). “Macroeconomics and Macroeconomic Policies from a Gender Perspective.” Public Finance and Management, 2(3). pp. 306-322.
Kabeer, Naila & Natali, Luisa. (2013). “Gender Equality and Economic Growth: Is There a Win-Win?” IDS Working Papers, 2013(417), pp. 1-58.
Unterhalter, Elaine. (2005). “Global Inequality, Capabilities, Social Justice: The Millennium Development Goal for Gender Equality in Education.” International Journal of Educational Development, 25(2), pp. 111-122.
Weiss, M. (2017). “The Impact of Gender-Inclusive Educational Policies on Economic Growth”. Journal of Education and Social Policy, 4(2), pp. 1-10.
O‘Connor, P. (2020). Why is it so difficult to reduce gender inequality in male-dominated higher educational organizations? A feminist institutional perspective. Interdisciplinary Science Reviews, 45, pp. 207-228 // https://doi.org/10.1080/03080188.2020.1737903.

Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Лицензия
Copyright (c) 2025 Xonturayev Bobur

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.